Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Отчеты об экспедициях и выездах [1]
Документы [1]
Информационные [11]
Здесь можно прочесть интересные тематические статьи, как-либо связанные с подводным плаванием
Опросы
Что Вас интересует в занятиях?
Всего ответов: 61
Воскресенье, 17.02.2019, 09:41
Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » Отчеты об экспедициях и выездах

Беломорье 1998

Детский Клуб подводного плавания “Платипус”

Отчет по проведению учебно-тренировочной экспедиции в районе акватории Белого моря, о. Волей. С 25 июля по 8 августа 1998 года.

I. Место: Белое море, губа Княжая, о-в Волей.

II. Цель: Учебно-тренировочная экспедиция на Белое море.

III. Задачи:

  1. Экологическая разведка прибрежного района
  2. Изучение морских водорослей и животных Беломорья.
  3. Научно-исследовательские работы: проблема экстремальных ситуаций в условиях арктического климата; определение трофических связей обитателей арктического региона; особенности поведения рыб и моллюсков.
  4. Сбор учебного материала для педпроцесса кафедры ихтиологии Московского Государственного заочного института пищевой промышленности и обработка гидробионтов.
  5. Учебно-тренировочные погружения.

IV. Оборудование и инвентарь: беломорье 1998

  1. Туристическое:

    а) Хозяйственная палатка – 1шт.

    б) Туристические палатки – 7шт.

    в) Спальные мешки – 19шт.

    г) Каны (7 и 10 литров) – 3шт.

    д) Протвинь для жарки рыбы – 2шт.

    е) Бочка (50л) – 1шт.

    ж) Медицинская аптечка – 2шт.

    з) Топографические карты местности.

  2. Для погружений:

а) Компрессор в/д (бензиновый) – 1шт.

б) Акваланги: “Юнга” - 7шт.;

“АВМ-1-М” - 2шт.; “Украина 2” - 1шт.;

в) ЗИП- 2комплекта

г) Гидрокостюмы: Сухого типа - 4шт.; Мокрого типа – 3шт.

д) Грузовые пояса – 5шт.

е) Сигнальный конец (страховочный) 50м – 2шт.

ж) Спусковой конец, 50м – 2шт.

з) Водолазные ножи, глубиномеры, подводные фонари;

и) Спасательные жилеты – 7шт.

к) “Питомза” для сбора образцов – 3шт.

л) Буй – “Маркер” - 3шт.

м) Лодка надувная – 1шт.

н) Видеокамера с боксом для подводной съемки – 1шт.

л) Фотоаппарат для подводной съемки – 1шт.

о) Термометр (спиртовой, ртутный) – 4шт.

п) Оборудование для проведения анализа воды, воздуха, грунта;

р) Гробы (Тара для образцов);

с) Морские карты местности (карты глубин)

V. Участники экспедиции (19 человек):

  • Тимошин В.В. – Руководитель экспедиции;
  • Колесников Д.В. – Комендант лагеря; ответственный за безопасность и руководитель погружений;
  • Бунякин Н.И. – Врач-физиолог;
  • Колобаев И. – Помощник руководителя погружений; ответственный за физическую подготовку;
  • Мишкутенков Е. – компрессорщик;
  • Курсанты – 14 чел.
VI. Результаты учебно-тренировочной экспедиции:

У самого Белого моря

Море. Оно всегда привлекает к себе человека. Романтика морских путешествий, познание тайн подводного мира, увлекательные путешествия в глубины морей - все это волнует и интересует людей любого возраста. Экспедиция в заполярье. В самом этом слове дух захватывающих приключений, невероятных открытий и преодоление трудностей. Особенно, если она посвящена экологическому исследованию морских глубин, а путешественники - дети. Юные аквалангисты клуба “Платипус” решили испытать себя в глубинах холодного арктического моря.

В течение года юные аквалангисты трудились, осваивая секреты погружений, изучая подводную жизнь моря, его законы, необходимые для общения с водной стихией. И наконец, пришло время традиционной летней экспедиции на Белое море. Это место почти не изменилось с самых ранних времен существования Земли. Попадаешь в необычайное окружение, границы между такими явлениями, как день и ночь, утрачивают остроту и четкость. Время белых ночей. Холодное и таинственное море, что скрывают его глубины? Это и предстояло выяснить юным аквалангистам. В первую очередь предстояло выполнить учебно-тренировочные погружения, в задачу которых входило обследование прибрежных районов острова Волей, рельефа дна, выяснить распределение животных и растений. Следовало также осуществить программу по проблемам экстремальных ситуаций и выживания в условиях арктического климата и провести исследования трофических связей обитателей этого региона и поведенческих взаимоотношений обитателей Белого моря. В основную задачу экспедиции входил сбор учебного материала для педагогического процесса кафедры ихтиологии Московского Государственного института пищевой промышленности. Руководителем экспедиции был назначен начальник клуба, гидробиолог-Тимошин Виктор Владимирович, его помощниками – ответственный за безопасность и руководитель погружений Колесников Дмитрий Валентинович и врач - физиолог Бунякин Николай Иванович, который должен был следить за здоровьем аквалангистов и обеспечивать средства восстановления после тренировочных нагрузок. Все участники экспедиции были спортсменами, имеющие сертификат подводного пловца, опыт соответствующий сложности предстоящих погружений, прошедшие медицинский осмотр в физдеспансере и получившие разрешение на участие в экспедиции.

Тщательно подготовлена техника и снаряжение, так как от нее зависит безопасность погружений группы.

1.Едем на Север.

Что тянет человека в море? Ответить трудно. Наверное, желание узнать, что там, неистребимое любопытство, присущее человеку во все времена. Нас, кроме увлечения к погружениям, привлекает удивительное сочетание постоянства с ощущением необъятности мира, которое не чувствуешь на Земле. Это море называют Белым. Не сразу открываются его просторы. Скалистые берега, гранитные уступы, уходящие в воду, их зеркальное отображение создавало покой и гармонию. Островки смешанного леса прятались между камней. Некоторые деревья росли как будто в каменных стенах. Они свидетельствовали о непобедимой силе жизни; ни один шторм выдержали они. Все это так не вязалось с тем, что ожидали мы встретить. Суровое Беломорье встретило нас ласково. На яхте “Груманд” мы добрались до сказочного острова Валей. Все стояли на судне, испытывая ощущение, что это какой - то мираж. Вот- вот оно исчезнет, и море покажет свой суровый нрав.

Пленительную красоту могучей и суровой природы Белого моря трудно передать обычными словами. Взирая на русскую северную природу, отчасти постигаешь тайны бытия, божественную красу, силу и всемогущество. Суровая северная природа выковала в человеке упорство и трудолюбие, а постоянное общение с морской стихией воспитало в нем мужество и отвагу.

После беглого знакомства по прибытии на остров была составлена рабочая программа, согласно которой каждый член экспедиции получил свое задание. Прежде всего, нужно в зависимости от местных условий организовать быт группы, назначить коменданта лагеря, ответственных за дежурства, за снаряжение, помощника по хозяйственным вопросам.

Любая экспедиция, какие бы цели она не преследовала - это, прежде всего коллектив людей, где у каждого свои взгляды на жизнь и происходящие вокруг события, свои привычки, свой характер, свой темперамент. После первых дней маленькие “поморы” оказались просто молодцами, на которых можно положиться всегда и во всем.

На следующий день нас преследовало с самого утра ненастье – холодный ветер, дождь, комары. Ребята узнали и тихую солнечную и в тоже время суровую красоту Заполярья и были готовы к первым погружениям в студеное море.

В голубую стихию.

Теперь предстояло провести предварительное изучение мест погружений. Проверив метеосводки и просмотрев лоцманские карты, выбираем глубины в предполагаемом районе погружений. Очень важно знать, какая температура воды ожидает группу. Определяем приливно - отливные течения, т.к. сильные приливы мешают работе и наличие их может послужить решающим фактором при выборе места погружений. Высокий уровень прилива может сказываться и на режиме работы группы. Курьезный случай произошел у нас несколько лет назад под Ковдой, когда придя вечером с погружений и пришвартовав баркас во время отлива, мы забыли о нем, а когда рано утром проснулись то обнаружили его лежащим на камнях высоко над водой- метра на 1, 5. Пришлось тратить дорогое время на ожидание очередного прилива.

Погружения должны проводиться с повышенной ответственностью за безопасность. Еще раз предстояло руководителю провести инструктаж и определить цель погружений. Поставленная цель сплачивает группу и налагает свой отпечаток на ее организацию, работу и оснащение.

Небо в облаках, ветер довольно прохладный. Море серо - стального цвета. Одна за другой, медленно бегут пологие волны. Выбрав удобную бухту, высаживаемся на берег.

После акклиматизации, предстоит сделать первую разведку. Витя Матин измеряет температуру воды. Двенадцать часов. Начинаем переодеваться. Одеваем гидрокостюмы. Завязываем страховочный конец (сигнальный конец). Затягиваем грузовые пояса. Подгоняем маски, надеваем ласты и скользя по мокрым водорослям, спускаемся в море. Едва пошевеливая ластами, аквалангисты медленно плывут вдоль берега. Видимость прекрасна. Кругом джунгли из густых водорослей. Широкие толстые листья, как лианы, тянутся к поверхности и переплетаются изрезанными круглыми листьями, напоминающие пальмы. Это ламинария, или как ее еще называют, морская капуста. Она буро - зеленого цвета. Видны бурые фукусы, фиолетовые, темно - зеленые водоросли. Какое богатство красок.

Проходим вдоль берега, во многих местах он обрывается крутыми уступами, разбиваясь о них, волны оставляют кайму белой пены. Шлюпка медленно подходит к косе. Береговой откос уходит вверх, продвигаясь вдоль него попадаешь из темно - зеленого сумрака в мир синев. Много интересного таят в себе морские глубины. Рядом проплыл малиновый купол медузы ционеи, в толще воды плавает парочка крылоногих моллюсков клионов “морских ангелов”, которые являются хищниками и питаются моллюсками “морскими чертями”

Крылоногие моллюски клионы

Вот на ламинарии сидит “заботливый папаша” пинагор и неотлучно дежурит у отложенной икры, отгоняя врагов. Мы долго за ним наблюдаем, его даже можно погладить. В отлив, когда кладке угрожает опасность – обсыхание, он набирает в рот воду и обливает икру. А при сильном течении пинагор с помощью специальной присоски на брюхе, словно рыба – прилипала, прикрепляется к камням. Попадаются красные фигурки асцидий. В расщелинах можно встретить голубовато - серый силуэт зубатки с выпуклыми оранжевыми глазами. Длинное тело рыбы похоже на змею и имеет довольно острые зубы. При неосторожном движении и приближении к ней, эта рыба, охраняя свою кладку, может кинуться и на человека. Поэтому очень важно объяснить юным курсантам, что приближаться к ней не стоит и рыба останется безучастной к вашему присутствию.

Кругом множество морских звезд. Снова серо - стальная толща воды окружает нас. Плывем дальше в открытое море. Вместе с пяти-лучевыми звездами попадаются и многолучевые. Но что это? У одной из звезд резко изогнут луч. Приближаемся к ней. Ах, вот в чем дело! Эти красавицы, ко всему прочему, оказываются и хищницами. Своим лучом она обхватила мидию, приоткрыла раковины и своим желудком впилась в моллюск. Морская звезда лишена зрения, добычу они отыскивают с помощью обоняния и осязания. Обычная пища для них – двустворчатые моллюски. Она способна развить очень значительное тянущее усилие до нескольких килограммов, – поэтому створки моллюсков приоткрываются. Открыв моллюск, звезда выпускает через ротовое отверстие растяжимый желудок и обволакивает жертву: переваривание происходит вне тела звезды.

Определяем характер дна, наличие и густоту водорослей. Грунт был каменистый, покрытый водорослями ламинарии. В баллонах еще достаточно воздуха, решаем продолжить наблюдения на самом дне бухты.

Мы медленно опускаемся на глубину 12 метров. Здесь еще темнее, смутно видны отдельные камни с красными водорослями на ровном дне, покрытом песком, довольно большое количество изящных пяти-лучевых звезд – астериас рубенс. Вот медленно ползет крупный моллюск – пектунея. У нее красивая завитая раковина, зеленоватая сверху, а устье блестяще – зеленоватое. Рядом рак - отшельник “снял квартиру” в пустой раковине и таскает ее за собой. Между камнями – маленький морской еж. Это довольно редкое для бухты животное. Пора плыть обратно. Медленно разворачиваемся. Даю сигнал всплытия, и мы с неохотой покидаем этот прекрасный подводный мир.

Поистине все загадочно и интересно. Делаем гребок ластами – и уже видим брызги солнца на верхушках волн. День был славный, солнечный и светлый, но высокие широты давали о себе знать порывами холодного ветра.

Подводными тропами.

День за днем мы спускались в море, наши коллекции все увеличивались. В результате погружений мы точно выяснили, где и кто живет, как взаимосвязан друг с другом. Чем больше накапливалось данных, тем труднее становилось находить в них общие закономерности. Каковы общие закономерности расселения животных и растений в море, как проявляются они там, где ничто не напоминает о наших морях, о северном умеренном поясе.

Сквозь облака прорвались солнечные лучи и море стало серебристо - черным. Вновь идем под воду. Рядом стая трески. У рыб сильные гибкие тела. Откуда - то из водорослей выплыла камбала. Сверху она серая невзрачная, два глаза на одной стороне. Мелькает ее белое брюшко. Она плывет очень чудно; извивается всем телом, будто на ветру полощется полотенце. Вскоре рыба уходит в зеленоватую глубину. Стая трески все еще не уходит. Витя делает осторожные движения, приближаясь к рыбам. На это приближение они реагировали очень спокойно и держались примерно на расстоянии полуметра. Можно было заметить их большие глаза с крупными черными зрачками.

Делая очередное погружение, Дмитрий Колесников пытается взять в руку заиленную коряку, она вдруг оживает и превращается в неуклюжего бычка - керчака, который пускается на утек.

Спускаемся под воду. Рядом пинагор. У него бугристая плотная кожа без чешуи, мясистые плавники и сам он медлительный, неповоротливый. Пытаемся его ухватить, но он тотчас же уходит в водоросли.

Ребята продолжают уходить на глубину. С каждым взмахом ласт открываются новые участки морского дна, так не похожие один на другой. Нептун, словно добрый волшебник, показывающий свои несметные богатства. Плывем среди подводных скал. Чудная тишина окружает нас, только слышно, как из акваланга бульканьем вырываются пузырьки выдыхаемого воздуха. Рядом актиния - волшебный цветок морских глубин. На грибовидной ножке распускаются нежно - красные лепестки. Они своей формой напоминают апельсиновые дольки. Но актиния не цветок. И лепестки ее – это щупальца. Ими она ловит для себя добычу.

Плывем дальше. Рассеянный полусвет окружает нас. Илья Колобаев поворачивается ко мне и молча показывает рукой на скалу, и я замечаю желтое пятно. Внимательно всматриваюсь и вижу множество мелких отверстий - это колония губок.

Взглянул на поверхность моря. Оно напоминает расплавленное серебро. Так тихо, что слышно как стучит в груди собственное сердце. Много любопытного и привлекательного таят в себе морские глубины, но пора возвращаться в лагерь. Дети восхищены увиденным, но манометры показывают 30 атмосфер, а это резервный остаток воздуха и необходимо срочно выходить. Мы всплываем.. Вот и берег. Доносятся звуки земной жизни, шум прибоя, крики чаек и голос нашего доктора: “Ну что, ребята, замерзли? Идите греться!”. Ребята снимают гидрокостюмы и разбегаются по палаткам, чтобы снять отсыревшее водолазное белье и одеть теплую одежду. Нагретые в костре заранее камни создают атмосферу тепла и уюта в палатке. Приятно после зыбкой глубины снова очутиться на твердой земле и выпить чашку горячего чая.

Земля света и мир чудес.

В первую неделю обычно завершается формирование коллектива. Каждый член экспедиции имеет свое место в общей работе и жизни экспедиции. Трудно бывает человеку, если он неуживчив, лишен чувства юмора или ленив. Но коллективное воспитание бывает чаще всего результативным. Большое значение имеет и авторитет начальника экспедиции и руководителя погружений.

Наши погружения очень связаны с состоянием моря. К счастью, сильные шторма, как правило, не столь уж длительны. И когда ветер стихает. Море успокаивается, и наш баркас выходит в море. Бескрайняя даль, синее небо с отдельными белыми барашками облаков рождают ощущение беспредельности мира и беспричинной радости. Так закончилась первая неделя нашей экспедиции.

Каждый день показывал нам сокровенные уголки подводного мира. На открытом берегу в море спуститься почти невозможно. И мы выбираем места, где море ведет себя тихо. Очередное погружение предстоит провести на косе. Врач делает осмотр погружающихся. Погружается Семериков Сергей, а страхующим идет Матин Виктор. Каждое новое погружение открывало перед ребятами современные тайны Беломорья. Утро выдалось прохладное, особенно чувствуется запах моря. Предстоит заняться подсчетом гидробионтов и их систематикой.

Известно, что научные исследования отличаются от простых путешествий весьма существенно. Правда и те, и другие объединяет естественное человеческое любопытство, но степень ответственности за результаты у участников научных экспедиций несравненно выше. Сделав подсчет, ребята вылезают на борт баркаса.

Идем между небольших островов, преодолевая встречный ветер. С самого начала мы и не рассчитывали на хорошую погоду. К счастью ветер попутный и наш баркас идет на огромной волне. Зрелище захватывающее. Вдруг недалеко от нашего судна замечаем одиноко плывущее бревно, но оказалось, что оно сопит и дышит, а затем вскинуло туловище над водой, шумно просипев, снова исчезло. Это оказался морской заяц, крупный двухметровый тюлень.

Тюлень

Перед погружением ставим задачу: определить какие животные и водоросли, и в каком количестве населяют дно моря на мелководьях в близи острова на глубине до 15 метров. Особую зону моря представляют участки с небольшими глубинами, так называемая сублитораль. Только здесь на дне встречаются крупные водоросли (на больших глубинах для них недостаточно света) и многие животные, которые тоже не спускаются глубже этой зоны. Теперь оставалось только надеть акваланги и можно было спускаться под воду. Мы внимательно разглядывали необычайных животных, которые успешно от нас скрывались. Червь, по - видимому, был одним из видов немертин, но размеры его были поразительны. Вода казалась абсолютно прозрачной. Предметы не исчезали в дымке, а постепенно таяли, растворяясь в глубине, сохраняя всю четкость очертаний. Скалистое дно уходило от берега, опускаясь до 15 метровой глубины. Скала отвесно обрывалась внизу. Очень медленно, тщательно осматривая грунт, начали планировать вниз. Здесь не было камней, звезды исчезли, зато показались реденькие кустики анорельции, водоросли из которой добывают агар, используемый в кондитерском деле и в медицине. Начинаем медленно идти в сторону берега.

Когда глубина достигает 9 метров, начинают попадаться колонии асцидий и множество губок. Но нигде не было заметно ни малейшего движения, как будто весь этот мир застыл в сказочном сне. Это было не море, а какой - то фантастический музей с колоссальным богатством подвижных экспонатов залитых прозрачной синеватой жидкостью. Ребята ловят себя на мысли, что просто любуются красотой вместо того, чтобы выполнять намеченный план спуска.

Мы собрали наиболее характерных животных, стараясь запомнить особенности их размещения на дне (чтобы потом занести в журнал наблюдений и зарисовать). Пора подниматься из глубины наверх. Выполнив задание, аквалангисты вышли наверх. Впечатление у ребят было такое, будто погружение длилось много часов, но в действительности на глубине пробыли всего минут двадцать. После спусков было о чем поговорить.

В процессе работы мы параллельно снимали видеофильм. Снимать было интересно, можно было увидеть много нового. Под небольшим гротом появилась голова зубатки. Охраняя свою нору она хищно оскалилась. Это было существо с довольно скверным характером. Когда мы проплывали мимо, это “существо” пыталось остановить нас.

Мы продолжали медленно плыть дальше вдоль склона, открывая все новые и новые формы приспособляемости организмов к условиям жизни на песке. Большинство обитающих здесь живых существ окрашены под цвет песка и либо лежат на брюхе, либо покоятся на дне всегда на одной стороне тела, как камбала. Увидеть этих придонных обитателей можно лишь вспугнув их.

Из маленькой норы выглядывал бычок. Вдруг возле рыбешки произошло движение и появился небольшой крабик, тянувший на вытянутых клешнях кучу песка. Иногда он поворачивался и энергично начинал работать задними вилообразными ногами, так он намывал песок. В то время как крабик трудился не покладая клешней, бычок стоял у входа в нору “на страже”. При первой же опасности он мгновенно скрывался в норе и таким образом предупреждал краба, который, по - видимому, обладал плохим зрением. Краб появился лишь после того, как рыба снова занимала свой пост у входа. От такого содружества, являющегося внешним проявлением симбиоза, наверняка выигрывают оба. Краб строит убежище, а рыба предупреждает об опасности В баллоне осталось всего 30 атмосфер воздуха и пора возвращаться на судно. Возвратясь на берег, предстояло обработать весь собранный материал. Развесив гидрокостюмы, мы ставим стол, на нем разложили пинцеты, этикетки, банки разных размеров, гробы (т.е. большие ящики для крупных экспонатов).

Вечером огромный диск солнца медленно опустился в море и как бы выплавил кусок моря. Темнота не наступала. Мы быстро выработали полярный ритм нашей жизни. Полярный в том отношении, что если светло круглые сутки, то и спать надо как можно меньше.

Быстро бегут дни. Экспедиция подходит к концу. В последний раз, прощаясь с Беломорьем, мы погружаемся в его глубины. Этот волшебный уголок притягивает к себе снова и снова. На этот раз опускаемся ближе к открытому морю, т.к. флора и фауна там гораздо богаче. Белое море хранит много такого, чего нет в Черном море. Изучив материалы и обследовав районы можно ответить на этот вопрос. Белое море имеет два облика: арктический (холодный) - зимой и бореальный (теплый) - летом. Итак, Белое море – это два различных моря в одном водоеме. В нем встречается Гольфстрим, несущий теплые воды из - под экватора и холодные течения выходящие из Северного Ледовитого Океана.

Попадая в воду, мы возвращаемся в среду, в которой миллионы лет тому назад зародилась жизнь. Когда проскальзываешь через волшебное зеркало, отделяющее воздух от воды, открывается мир, который не видела даже Алиса в своих фантастических мечтах о стране чудес. Забываешь о времени. Никакого шума. Только тихое, металлическое бульканье пузырьков воздуха, покачивание экзотических водорослей. Это история моря, история жизни.

Подошло к концу время, проведенное на острове Беломорья, программа экспедиции выполнена полностью. Подведены итоги экологической программы по наблюдению за жизнью подводного мира, выполнена важная работа по консервации гидробионтов для кафедры ихтиологии. Для коллекции собраны иглокожие (морские звезды, ежи), молюски (мидии, миа и другие), кишечно-полостные (медузы - корнероты, цианеи, клионы, гребневики), рыбы (керчаки, камбала, треска, пинагоры, колюшка, корюшка), водоросли (ламинария, фукус, анорельция). Проведена зарисовка увиденного – моллюсков, водорослей и рыбы, снят видеофильм.

Впечатлений у ребят хватит на целый год, а впереди новые открытия, новые путешествия и захватывающие погружения юных аквалангистов клуба “Платипус”

Педагогические результаты деятельности

Помимо гидробиологического аспекта деятельности группы следует выделить еще один – экологический. Большое значение в экспедиции уделялось экологическому вопросу.

Мы побывали на берегу о. Летнем и обнаружили массовую гибель морских звезд, особенно наглядно это было видно после шторма. Кроме звезд погибли мидии и черви пескожилы. Ребятами была обнаружена полоса “живых выбросов”. Аномальные явления в солености и солевом режиме не обнаружены. Мы осмотрели большие глубины, где обитают звезды – все они были живы. Вероятно погибли звезды и мидии в прибрежье на глубине менее 6-ти метров. Обследовав гидрохимический состав воды, в нем оказалась небольшая концентрация азотной кислоты. Она тяжелее морской воды и осела на дно в этом месте.

На многих картах Беломорья обозначено множество закрытых районов для плавания и научных исследований. Может быть там остались свалки отравляющих веществ. Но военные на многие вопросы пока не отвечают. И еще одна опасность есть на поверхности моря попадается пластмасса, больше всего нейлоновых мешков. Известны случаи, когда рыба и морские млекопитающие запутываются и гибнут в выброшенных или потерянных рыболовных снастях и прочих отбросах, а также погибают вследствие заглатывания полиэтиленовых мешков.

Дети наглядно увидели экологическую проблему нашего времени, что очень важна охрана окружающей среды. Дети увидели своими глазами, что экологический кризис может наступить тихо, без шума. Он часто наступает первоначальным изобилием и застает нас в врасплох. Начинается цепь непоправимых бедствий. Загрязнили море, а получили засуху; выловили всего мелкую рыбу, исчезла более крупная промысловая рыба на поверхности образовалось нефтяное пятно – исчезли тысячи видов морских организмов.

Ребята увидели много удивительных животных, гренландских тюлений, морских зайцев и белух. Ими можно любоваться часами. И такая мысль: “потерять их навсегда!”, не укладывается в голове.

Отсутствие системы воспитания “экологического мышления” является одной из главных причин бездумного отношения к природе ее современных “покорителей”. Эта система должна охватывать всех, а еще в большей мере – наше будущее, тем кому 10 - 15 лет. Поистине нравственен человек тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь и удерживаться от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. Для детей важно осознание одного обстоятельства – природа не просто окружающая среда, а его продолжение. Человек живет с природой с которой должен быть в согласии. Основа “выживаемости” заключается в умении видеть красоту природы, ощущать ее “тайный смысл” до такой степени, чтобы она сама подсказывала человеку возможное грядущее испытание, его же подготовленное. Но это возможно только при желании понять красоту природы. Такое желание возникает только у человека, глубоко знающего и понимающего культуру своего народа. Турист начинает подготовку с признания власти природы над человеком. Эти требования накладывают свои особенности на приемы педагогики. Сохранение дикой природы не должно оставаться пустым звуком для детей. Когда нам всем станет ясно, что она – сообщество, к которому принадлежим и мы сами, возможно, мы начнем пользоваться ею с любовью и уважением. Только при этом условии она может выдержать натиск “механизированного” человека и только при этом условии мы сможем пожать тот эстетический урожай, который благодаря науке обогащает нашу культуру. Хочется верить и надеяться, что у юных аквалангистов после экспедиции останется образ уголка, бесконечно дорогого сердцу и хранимого памятью.

Многие современные дети мечтают попасть за границу, подальше от России, туда, где царство земного изобилия и земных благ. Но проходит время и все там становится привычным и блекнут земные чудеса. И душа начинает томиться. Есть даже болезнь такая – ностальгия. Хотя, многие не променяют неповторимую красоту Родины, пусть не богатой, но обильной и могучей. И наша задача показать эту красоту. Рассказать, сколько назидательных уроков скрыто не в компьютерных играх, уводящих детей от действительности, а в природе- нужно только уметь видеть и слышать. Природа таит в себе сотни загадок, все в ней овеяно радостью бытия. Общаясь с детьми на природе не устаешь поражаться тому, насколько глубоко наши чада созерцают явления этого мира, пытаются проникнуть в суть таинственных и загадочных вещей. Если мы хотим сохранить сердце ребенка нетленным, чтобы и в отрочестве, и в юности он мог удерживать прекрасное в душе и успешно сопротивляться порокам, очень важно научить его любить родную природу и созерцать в ней Божественное начало. Видеть то, чего не видел никто другой, всем существом воспринимать опьяняющее великолепие природы, идти все дальше и дальше навстречу самым невероятным неожиданностям – такими желаниями преисполнены юные исследователи клуба “Платипус”. Аквалангист это не профессия, а состояние души. Именно очарование неизвестного и стремление к открытиям побуждают в юных сердцах волю и настойчивость в поисках невиданного прежде.

Тимошин В.В.

Категория: Отчеты об экспедициях и выездах | Добавил: platipus (15.09.2007) | Автор: Dmitry Kolesnikov
Просмотров: 1227 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск
Посещаемость
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Patriotfco